Противодействие угрозам интеллектуальной безопасности

Противодействие угрозам интеллектуальной безопасности

Противодействие угрозам интеллектуальной безопасности

Действие механизма противодействия угрозам интеллектуальной безопасности проявляется через проведение конкретных мероприятий. Механизм как сложное многофункциональное образования предусматривает осуществление комплекса мер правового, информационно-аналитического, финансово-экономического, организационно-управленческого и социального характера. Комплекс действий правового содержания направлен на разработку и принятие важных и крайне необходимых нормативно-правовых документов, определяющих правовые основания для признания интеллектуальной безопасности государства одной из основных составляющих экономической безопасности. В самом общем смысле под интеллектуальной безопасностью понимаем состояние защищенности интеллектуальной сферы государства, представлена совокупностью образовательных, научных и культурно-духовных учреждений и институтов, в которых создаются продукты (услуги) интеллектуального характера.

Актуальность интеллектуальной безопасности, ее возникновения является следствием беспрекословного осознание обществом важности интеллекта для гармоничного развития государства, его поступательного движения вперед

Поскольку интеллектуальная безопасность государства пока не получила официального признания, комплекс мер правового характера должен, прежде всего, содержать законы и подзаконные акты.

Комплекс мероприятий информационно-аналитического характера предусматривает проведение постоянного мониторинга уровня угроз интеллектуальной безопасности и анализа условий, влияния факторов и фактических значений показателей интеллектуальной безопасности. Во избежание угроз и предупреждения возможных кризисных ситуаций нужно осуществлять постоянный мониторинг внутренней и внешней среды. Мониторинг угроз — это специально организованная система наблюдений за большим количеством угроз, имеющих различные источники возникновения и формы проявления.

1029

Безусловно, действие угроз направлена на объекты безопасности с целью нанести им вреда, разбалансировать, привести к разрушению, быть опасным и тому подобное. Именно поэтому осуществление постоянного мониторинга и определения основных угроз позволит своевременно разрабатывать и принимать практические меры по минимизации или ликвидации негативного их влияния. Результаты мониторинга могут использоваться для интегральной оценки уровня угроз интеллектуальной безопасности государства и дальнейшей диагностики возможных кризисных ситуаций.

Аналитическая часть данного комплекса мероприятий отвечает за основательный анализ и оценку текущего состояния интеллектуальной безопасности и включает: расчет системы показателей, их экономическую интерпретацию, сравнение с предельными значениями, анализ и оценку отклонений фактических значений от пороговых, определения условной «зоны» пребывания показателей, отслеживание общей динамики изменений и тому подобное. В целом информационно-аналитический комплекс мероприятий охватывает важную деятельность по сбору, оценке и анализу информации о действии дестабилизирующих факторов, фактические значения показателей интеллектуальной безопасности и таким образом отражает реальное состояние интеллектуальной безопасности государства.

Финансово-экономический блок мероприятий включает меры, направленные на:

— во-первых, привлечение необходимых финансовых ресурсов для проведения активной или пассивной безопасности;
— финансирование многоуровневого комплекса профилактических мероприятий;
— аккумулирования необходимых средств для защиты объектов безопасности в период особой активизации угроз, катастрофического приближения — фактических значений показателей интеллектуальной безопасности в их пороговых значений;
— направления достаточных финансовых ресурсов для проведения действенных мер по недопущению трансформации реальных угроз в опасности;
— выделение необходимых средств для возмещения причиненного ущерба;
— поиск альтернативных источников финансирования.

1030

Вообще вопрос финансового обеспечения является одним из насущных, без решения которого трудно говорить об обеспечении интеллектуальной безопасности. Без достаточных финансовых ресурсов невозможно осуществлять эффективные действия по отслеживанию потенциальных источников возникновения угроз, их активизации и надежную защиту

Обеспечение функционирования инновационных структур и трансфера технологий объектов безопасности в целом

Ключевую роль в этом процессе должна сыграть государство в лице компетентных органов, отвечающих за научно-образовательной политики в тесном сотрудничестве с экономическими и финансовыми институтами. Безусловно, осознание решающей роли науки в интеллектуальном развитии общества и признание интеллектуального потенциала стратегическим ресурсом государства должны изменить отношение к ним особенно в финансовые смысле. Приобщиться к активизации интеллектуально-инновационных процессов должны также и субъекты предпринимательства, которые заинтересованы в коммерциализации научных идей, финансировании открытий и изобретений. Убеждены, только совместное участие государства и бизнеса на условиях государственно-частного партнерства станут первыми шагами в решении проблем по реальной противодействия угрозам интеллектуальной безопасности, а в дальнейшем способствовать ее укреплению.

Эффективность механизма противодействия угрозам интеллектуальной безопасности страны в значительной степени зависит от выполнения комплекса мероприятий организационно-управленческого характера. Мероприятия такого плана предусматривают проведение организационной работы, связанной с мониторингом и диагностикой угроз, действиями по их нейтрализации, минимизации или ликвидации. Выполнение функций такого содержания возложена на субъектов безопасности.

1031

В то же время субъекты управления интеллектуальной безопасностью осуществляют ряд мероприятий Общеорганизационные характера, в частности:

— своевременно выполняют решения, принимаемые органами высшей юрисдикции;
— разрабатывают нормативно-методическое, материально-техническое обеспечение в пределах своей компетенции;
— обобщают практику применения отечественного законодательства по вопросам безопасности;
— разрабатывают предложения по совершенствованию действующего законодательства в области безопасности.

Кроме этого организационно-управленческие действия включают меры по проведению контроля за уровнем интеллектуальной безопасности, принятие решений по применению соответствующего инструментария, организации обучения и подготовки специалистов по вопросам безопасности. В современных условиях активизации многочисленных угроз для нужд национальной экономики нужны высококвалифицированные специалисты в области безопасности. С этой целью автором разработана концептуальная модель подготовки специалистов по безопасности.

Меры социального характера является неотъемлемой составляющей общего комплекса мероприятий, которые задействованы в функционировании механизма противодействия угрозам интеллектуальной безопасности. Важность и необходимость такого комплекса мероприятий обусловлена сферой его применения. Речь идет о социальной сфере, охватывающей фундаментальные с позиции обеспечения интеллектуальной безопасности элементы, а именно субъекты и объекты безопасности. Комплекс мероприятий социального характера частично осуществляется с помощью субъектов безопасности и предусматривает мероприятия по повышению уровня учебного процесса в вузах, качества образовательных услуг, организации научной работы, проведения культурно-духовных мероприятий по научно-педагогическим персоналом, студентами, руководством вузов и научных учреждений.

Объекты безопасности, находящихся под постоянным давлением дестабилизирующих факторов, тоже нуждаются в социальной защите. В том числе носители интеллекта должны получать адекватное вознаграждение за творческую работу. Так, меры социального обеспечения могут включать различные виды помощи, доплату за особые условия труда, дополнительные премии и тому подобное.

Итак, механизм противодействия угрозам интеллектуальной безопасности является сложным многофункциональным комплексом правовых, информационно-аналитических, финансово-экономических, организационно-управленческих и социальных мероприятий. Действие которого направлено на противодействие реальным и потенциальным угрозам. Высокий уровень интеллектуальной безопасности государства возможно при условии эффективного функционирования механизма управления.

Похожее ...

Добавить комментарий