Финансовая поддержка инновационных проектов

Финансовая поддержка инновационных проектов

Финансовая поддержка инновационных проектов

Современная инновационная модель развития экономики требует разработки масштабных и эффективных инновационных проектов и концентрации финансовых ресурсов для их внедрения. Реализация инновационных проектов существенно влияет на ускорение модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Поэтому все большее значение приобретает создание благоприятных условий для разработки и эффективной реализации инновационных проектов. Самым эффективным стимулом для активизации инновационной деятельности является финансовая составляющая, поэтому вопросы, связанные с формированием и совершенствованием системы финансового обеспечения инновационных проектов, приобретают особую актуальность.

В настоящее время есть целый ряд факторов и факторов, характеризующих сложное состояние инновационной модели развития экономики. В частности это значительный дефицит квалифицированных специалистов в области инновационного менеджмента, проектного менеджмента, недостаточная осведомленность и информированность как активных, так и потенциальных участников инновационной деятельности, об имеющихся и возможных инструментов реализации их проектов, слабая интеграция не только с европейской и американской инновационной сообществом, а также с российской и стран СНГ, отсутствие простых и доступных средств обмена информацией и поисков потенциальных партнеров.

Переход на инновационный путь развития

Одним из возможных путей осуществления перехода от централизованной командной плановой экономики к рыночной и восстановления экономического здоровья является переход на инновации, которые играют решающую роль в экономическом развитии во всем миру. К сожалению, из-за глубокого кризиса в сфере науки и наукоемкого производства, обусловленная сокращением государственного финансирования, уменьшением количества ученых и инженеров, пренебрежения экспериментально-технической базы, утечкой специалистов инновационная деятельность по факту не входит в число приоритетов деятельности правительства.

1091

Однако, следует отметить, что несколько лет назад правительство провозгласил инновационный путь экономического развития. В то же время, государственный бюджет не отражает наличие финансовых ресурсов для реализации провозглашенного. Однако стоит заметить, что не существует ни одного примера в мире, если бы правительство исключительно самостоятельно мог бы обеспечить финансирование инноваций без участия альтернативных участников в финансовой поддержке инновационной деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Внутренний аудит в кредитных союзах

Негосударственные финансовые институты могут стать альтернативой для государственной бюджетной финансовой поддержки инноваций. Основной задачей финансовых институтов является быстрое распределение средств между потенциальными инвесторами в инновации. Производитель инноваций очень часто не в состоянии финансировать инновационный процесс за счет собственных средств (в случае частного предприятия) или за счет государственного бюджета (в случае государственного предприятия или исследовательского института). Поскольку инновационные проекты, как известно, требуют долгосрочного кредитования без гарантии коммерческого успеха и при вероятности высокого риска.

Как известно, основными участниками инновационного финансирования в высокоразвитых странах являются коммерческие банки, кредитные союзы, страховые компании, частные пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, центральная и местные власти, специальные инновационные фонды, венчурные фонды, физические лица-инвесторы. Участниками инновационного финансирования выступают коммерческие банки, некоторые венчурные и специальные инновационные фонды.

Ключевыми финансовыми компонентами инновационной инфраструктуры являются:

— бюджетные источники всех уровней;
— бюджетные и внебюджетные структуры технологического развития;
— венчурные фонды;
— гарантийные структуры и фонды;
— банковские кредиты;
— гранты и тому подобное.

Если рассмотреть негосударственные финансовые институты по степени участия в инновационном финансировании, то картина будет выглядеть следующим образом:

— средний уровень участия имеют коммерческие банки, специальные инновационные фонды и венчурные фонды;
— низкий уровень — кредитные союзы, страховые компании, частные пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды и очень низкий уровень привлечения имеют физические лица-инвесторы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Управление залоговым портфелем по кредитам банка

Для инновационного развития нужно:

— Иметь простую, понятную стратегию инновационного развития, с реальными приоритетами, которые возможно реализовать и которая на самом деле соответствует национальным и общественным интересам;
— Позаимствовать из мировой практики испытаны эффективные схемы развития и функционирования структуры финансовой поддержки инновационных проектов; их надо внедрить, легализовать и гармонизировать с правилами и политикой международных финансовых учреждений и сетей, осуществляющих поддержку инновационной деятельности;
— Поощрять частный капитал и коммерческие структуры к финансированию инновационных проектов через льготы, преференции, налоговые поощрения, свободные экономические зоны, территории приоритетного развития и другие инструменты;
— Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения нововведений во всех сферах экономики страны.

Можно подвести итог, что через глубокий кризис в сфере науки и наукоемкого производства. Которая обусловлена сокращением государственного финансирования, уменьшением количества ученых и инженеров, специалистов, инновационная деятельность по факту не входит в приоритеты деятельности правительства, в итоге приведет к негативным факторам.

Нужно заметить и то, что центральная и местная власть также низкий уровень участия в финансировании инновационных проектов и структур. Национальная инновационная система практически лишена эффективно действующей структуры финансовой поддержки проектов, ее функционирование носит эпизодический характер, направленный на решение отдельных, неотложных и безотлагательных задач. Которые не имеют общей стратегической цели, если вести такую недальновидной политики, то эта деятельность приведет к уменьшению количества инновационных проектов.

Похожее ...

Добавить комментарий