Области экономического анализа хозяйствующих субъектов

Области экономического анализа хозяйствующих субъектов

Области экономического анализа хозяйствующих субъектов

В статье затрагиваются вопросы признания предметной области экономического анализа хозяйствующих субъектов как прикладной отрасли знаний в общей системе экономических наук и их целевого направления. Определены условия достижения компромисса в дифференциации и интеграции экономических наук и отраслей научных знаний.

Процесс дифференциации наук, в т.ч. и экономических, предполагает поиск компромиссных вариантов разграничения их предметных областей по которым сохраняется целостность научных исследований и их прогрессивная динамика в решении теоретических и практических проблем. Особенно сложным в последнее время стал процесс выделения предметной области экономического анализа деятельности субъектов хозяйствования как в развитии теоретических основ, так и их практического направления.

Развитие любой науки или отрасли научных знаний происходит строго в рамках их предметной области

Именно здесь формируются теоретические, методологические и организационные основы научных исследований, их практические реализации, признание целесообразности и эффективности и тому подобное. Конечно, предметная область не является замкнутой. А такой, что развивается, трансформируется, модифицируется и не только исключительно по внутренним факторами. А также существенно зависит от запроса на такие научные исследования и от динамики развития смежных отраслей научных знаний, фундаментальных и прикладных наук.

В этом контексте формируются межпредметные связи и, как показывает мировая практика, самые крупные и значимые научные результаты получают на стыке различных областей научных знаний. Понятно, что методологической основой любых наук является теория научного познания. А для экономического анализа еще и экономическая теория и именно на их концептуальных основах формируются предметные области различных отраслей экономической науки. Если для экономических наук предметом выступают связаны между собой общественные формы бытия и их отражение в сознании людей. То целью этих наук является теоретическое отражение экономической действительности на основе которой формируется определение научных знаний.

Теоретическое обобщение научных знаний

Теоретическое обобщение научных знаний о сущности, изменение и развитие экономических явлений и процессов в конкретных практических реалиях обусловливает предметной области фундаментальных и прикладных наук. Фундаментальные знания экономической теории более отдаленные от непосредственного применения их на практике. Поскольку они нацелены на поиск и открытие новых тенденций и закономерностей. А прикладные научные знания больше связаны с практической деятельностью и направлены на внедрение теоретических знаний в этой деятельности.

Фундаментальные исследования по признанию предмета экономического анализа провела Олейник О.В. выделяя все составляющие наукотворения в этом контексте и эволюцию взглядов ученых. Однако, как и ожидалось, абсолютного консенсуса найти не удалось. Главной причиной здесь является признание анализа как общенаучного метода познания в т. ч. и в экономической среде и попытки ученых ввести аналитические исследования в предметной области многих областей научных знаний. Это, прежде всего, менеджмент по всем направлениями, управленческий учет, прикладные финансы и прочее. Более того и в области фундаментальных экономических наук появились науки аналитической аббревиатурой (макроэкономика — макроэкономический анализ и микроэкономика — микроэкономический анализ).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Влияние стратегического риска на банк

Это закономерно, что без аналитических исследований познать природу и развитие любых явлений и процессов невозможно, тем более сделать аргументированные выводы

Однако, возникает потребность наработки научного инструментария, корректной методики аналитических исследований по поставленных задач, обеспечение организации реализации аналитических процедур по выбранной методике. Что позволит не только достичь целей анализа, а и обеспечить его высокую эффективность. Что, на наш взгляд и предусматривает выделение специальной области научных знаний с четко определенными предметными параметрами. Не принесет вреда любой экономической науке или области научных знаний межпредметная диффузия экономического анализа.

Однако, рассматривая предметной области экономического анализа как отрасли научных знаний следует разграничить несколько характеристик. Во-первых, при исследовании предмета экономического анализа, как и большинства прикладных экономических наук, практически по всем аспектам часто обращаются с уточнениями экономических положений и категорий, рассматривая их учетный, контрольный, аналитический, финансовый и другие аспекты. Практически в 90% диссертационных работ по прикладным видам экономических наук, в специализированных монографиях и научных статьях возвращаются к вопросу уточнения содержания категорий.

В большинстве случаев ничего нового кроме сравнения мнений различных авторов нет

А новая интеграция вносит или неоправданные дополнения, или имеет новое лингвистическое выражение без изменения сути. Проведены специальные обследования только диссертационных работ, защищенных в стране за годы показали, что лишь уточнений экономической категории прибыли было более 150, основных средств — более 100, денежных эквивалентов — более 70 и т. д. По нашему мнению, это приоритетная предметная область экономической теории. В системе экономических знаний должен предоставить интерпретацию той или иной экономической категории.

Во-вторых, при исследовании предмета той или иной отрасли экономических наук в т. ч. и экономического анализа дают характеристику эволюции взглядов ученых на их природу и предметную область без привязки к эволюции развития экономической теории и теории научного познания в целом. Здесь может допускаться некорректность в научных выводах относительно изменений предметной области экономического анализа.

В-третьих, следует четко разграничить предметную область и функциональное направление экономического анализа. В функциональному измерении экономический анализ рассматривается как обеспечивая подсистема (аналитическое обеспечение планирования, аналитическое обеспечение контроля и аудита и т.п.). Содержание и форма такого обеспечения зависят от запроса функционеров. Но этот запрос не определяет и не ограничивает предметную область экономического анализ. Поэтому привнесение экономического анализа в целом или отдельных элементов в предметной области других функциональных научных отраслей экономических знаний безосновательно.

Идентификация, выявление факторных связей и зависимости, целевое направление конкретизируют предметную область и интегрированность экономического анализа в системе наук. В конкретизации этих характеристик определяется запрос на проведение аналитических исследований и создание адекватного аналитического обеспечения.

Развитие теоретических, методологических и организационных основ экономического анализа формирует его научную парадигму

Гораздо сложнее ситуация с выделением методики аналитических исследований в конкретной сфере экономики в программах учебных дисциплин. Проведенные исследования программ учебных курсов по экономике по нормативным и особенно выборочными дисциплинами показывают, что здесь на 30-50% представлено программный материал по курсу «Комплексный экономический анализ деятельности предприятий, учреждений и организаций». Так, в программе курса «Менеджмент» выделены целые разделы по экономическому анализу в части анализа производственной деятельности, ресурсообеспечения, денежных потоков и т. д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Маркетинговая составляющая финансовой устойчивости банка

В курсе «Финансовый менеджмент» на 40-50% представлены темы, связанные с анализом финансового состояния предприятий (организаций), финансовых результатов их деятельности, деловой и рыночной активности и т. д.. Которые входят в предметную область «Финансового анализа», как отдельной учебной дисциплины. Где полноценно систематизированы все составляющие аналитических исследований. Вместе с тем здесь с не понятным причинам практически не рассматриваются вопросы моделирования различных финансовых доспехах (пирамид, сценариев, узаконенных злоупотреблений и т. п.), которые практически парализовали цивилизованный финансовый менеджмент и государственное финансовое управление в стране.

Аналогичная ситуация с курсом «Банковский менеджмент». Который изучается вместе с курсом «Анализ банковской деятельности». От 50 до 70% программного материала аналитических исследований представлены в курсах «Управленческий учет», «Антикризисное управление». И практически во всех избирательных курсах магистерской программы «Аналитическое обеспечение поддержки решений в сфере государственного управления и бизнеса». Кстати в этой программе ни аналитического курса не выделено.

Понятно, что аналитическая подготовка, приобретение знаний и умений аналитического мышления является залогом любой креативной экономической деятельности

Однако, ее следует рассмотреть как умение работать с соответствующими инструментами при той или иной экономической деятельности. А их содержательные характеристики следует направить на конструктивное управления экономическими процессами. Которое минимизирует риск негативных результатов и возникновения конфликтов и противоречий.

Области экономического анализа хозяйствующих субъектов

Области экономического анализа хозяйствующих субъектов

При выделены специальных дисциплин по программам подготовки менеджеров различного профиля выделяются дисциплины, по которым изучаются отдельные функции экономического анализа и с разными названиями выделены как:

— оценка экономических явлений и процессов,
— диагностика экономической среды и развития хозяйственной деятельности,
— наработки управленческих решений по разным сценариям.

В отдельных учебных заведениях выделены учебные дисциплины, связанные с аналитическим обоснованием принятия управленческих решений. Осуществлением аналитических процедур ц бизнес-планировании и аудите и т. п. такой разрыв единой предметной области учебной дисциплины экономического анализа является абсолютно оправданным. Мелочные дисциплины с объемом аудиторной теоретического курса до 20 академических часов. Которые не отличаются особой предметной областью не могут выделяться в учебных планах любой экономической специализации.

Творческий и аргументированный подход к развитию теоретических основ и практического направления любой экономической науки или отрасли научных знаний может иметь компромиссный синергетический эффект в решении глобальных и локальных проблем цивилизованного развития. Искусственные дискуссии, навязываемые в контексте разграничения предметной области научных исследований не имеют перспективы и их целесообразно приоритетно направлять на открытие новых горизонтов познания.

Похожее ...

Добавить комментарий