Унифицированная оценка инновационной перспективности разработки

unifitsirovannaya-otsenka-innovatsionnoy-perspektivnosti-razrabotki

Унифицированная оценка инновационной перспективности разработки

В исполнении наукоемких НИОКР, направленных на разработку радикальных нововведений, в странах — промышленных лидерах значительную роль играет инвестирования по схеме публичных закупок (public procurement). Для принятия решения о финансировании нужно выработать обоснование целесообразности проведения НИОКР. Обеспечение объективности оценки перспектив инвестирования таких проектов в условиях неопределенности технико-экономических данных является одной из важнейших проблем эффективного стимулирования инновационного развития.

Объекты права интеллектуальной собственности (ОПИС), которые фиксируют техническую суть и объем правовой охраны нововведений, оказывают определенное представление о рыночной ценность их инновационных качеств. Однако, методологические и практические проблемы оценки прогнозируемой стоимости ОПИВ не позволяют эффективно использовать ее для определения целесообразности инвестиций в создание инновационного продукта. Этот недостаток особенно проявляется при создании сложных технических систем (СТС) единичного или мелкосерийного производства в качестве уникального высокотехнологичного инновационного продукта (УВИП). В стоимости которого, согласно концепциями менеджмента инноваций, существенную долю может составлять стоимость нематериальной составляющей в виде ОПИВ.

В странах с транзитивной экономикой недостатки аналитического аппарата прогнозирования перспективности результатов НИОКР по созданию СТС-УВИП сказываются на качестве нормативно-методичного обеспечения государственного конкурсного финансирования наукоемких проектов НИОКР

Проведенный анализ существующих исследований позволил выявить три значительных проблем в обеспечении создания СТС-УВИП, происходящих из недостатков аналитического аппарата прогнозирования перспективности. Первая проявляется в виде слабости корпоративного менеджмента инноваций, вторая — в неразвитости отечественного нормативно-методического поля публичных закупок. А третья — в виде отсутствия связи между аналитическими аппаратами управления созданием инноваций на уровнях макро- и микро- экономики. Считаем, что все три проблемы целесообразно рассматривать системно и решать интегрировано на основе согласования целей и унификации аналитического аппарата.

ruzoo.ru0256

Целью исследования является выработка рационального подхода к совершенствованию национальной системы исполнения наукоемких НИОКР по созданию СТС-УВИП. Осуществление которых обеспечивается по схеме публичных закупок. Для ее достижения необходимо решить три методологические задачи.

Первое — подтвердить актуальность повышения эффективности оценки перспективности НИОКР по созданию СТС благодаря введению составляющей инновационной перспективности. Второе — сформулировать основные положения совершенствования аналитического аппарата прогнозирования перспективности СТС путем использования инновационных параметров нововведений, полученные на основании патентов на изобретения, которые защищают решение о концепции СТС и другие новации, созданные при выполнении НИОКР за публичные инвестиции. Третье — доказать целесообразность унифицированного применения предложенных аналитических инструментов прогнозирования инновационной перспективности СТС для рационального согласования корпоративных и институциональных целей менеджмента создания СТС.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Проблематика инновационного развития объектов на электроэнергетическом рынке

Согласно базовому исходным положением исследования, оценка перспективности инновационных параметров СТС в целом и отдельных новаций НИОКР должна соответствовать критериям объективности, достоверности и универсальности. Это позволит использовать ее как в корпоративных инструментах управления, так и в экспертно-аналитических инструментах публичных закупок.

В наиболее научно значимых проектах, связанных с созданием СТС, их новизна является главной причиной высоких инвестиционных рисков

Повышенный риск невыгоден частным инвесторам, поэтому исполнители таких проектов вынуждены ориентироваться на финансирование. В первую очередь, по схеме публичных закупок или. Исходя из целей таких проектов, не ограничены только получением прибыли, интересы разработчика крайне сложно согласовать с интересами частного инвестора.

ruzoo.ru0257

Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры интересами публичного инвестора.

Для обоснования инвестиций в НИОКР, в основу аналитического аппарата необходимо заложить объективные критерии выработки управленческих решений. Предпосылкой формирования методологии исследования является принципиальная возможность использования нефинансовых данных о перспективности УВИП для оценки инвестиционной привлекательности НИОКР по созданию СТС по схеме публичных закупок. В основу методологии заложен комплексный подход к сочетанию технико-экономических и инновационных параметров в интеграционном показателю инновационной перспективности СТС.

Данные по эффективности выполнения целевого задания, которые на стадии раннего прогноза носят декларативный характер. Дополняются характеристиками инновационной совершенства объекта разработки. Они могут быть получены на основании материалов патентов на изобретения, защищают концептуальный вид СТС. Для чего необходимо предоставить числовые значения показателям новизны, изобретательского уровня и практической выполнимости. Это расширяет область оценки на стадию раннего прогнозирования. Когда точность и достоверность большинства других основных данных для анализа крайне низкая.

Анализ источников по вопросам инвестирования НИОКР позволил сделать вывод, что с точки зрения лиц, принимающих решение о выделении госфинансирования, желательно, чтобы такая оценка удовлетворяла двум условиям

Первое — была относительно несложной, то есть достаточно легко и быстро определялась на основании доступных и интуитивно понятным выходных данных. Второе — была минимально дискуссионной (не подпадало оспариванию, в том числе, в суде). Поскольку проблема публичного инвестора НИОКР, по сути, заключается в определении инновационной составляющей конкурентоспособности инновационного продукта. Предлагаемая методология может быть использована с целью совершенствования аналитического аппарата на стыке инновационного и инвестиционного менеджмента для повышения эффективности принятия решений о выделении инвестиций на выполнение крупных наукоемких НИОКР.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Мотивация контрагентов к осуществлению трансфера технологий

ruzoo.ru0260

Прогноз перспективности НИОКР по разработке СТС, учитывая институциональное значение проекта, не может быть ограничен показателями собственно СТС. А должен учесть все показатели, которые можно использовать для обоснования инвестиций в разработку наукоемкого проекта НИОКР. Среди них показатели оценки перспектив так называемых «СПИЛОВЕРА» (spillover) инноваций и нововведений низшего технического уровня чем главные концептуальные. Имеющие потенциал двойного применения.

В формировании показателя инновационной перспективности участвуют не только параметры, основанные на существенных признаках формулы патента, но и те, которые находятся вне рамок формулы, те подтверждающие возможность практической реализации нововведения. Важнейшей задачей дальнейших исследований является разработка аналитических выражений для определения и корректного согласования величин всех показателей в обобщающем показателе инновационной перспективности.

Главные выводы исследования следующие

Проведенный анализ показал актуальность увязки менеджмента фирм-разработчиков СТС и институциональных инвестиционных механизмов обеспечения инновационного развития. Которую целесообразно осуществить путем унификации аналитического аппарата оценки перспективности НИОКР по созданию СТС-УВИП, что целью согласования целей и интересов разработчиков и публичных инвесторов. Наиболее целесообразный вариант унификации заключается в использовании стандартизированной методики оценки перспективности создания СТС. Что будет способствовать совершенствованию процедуры принятия решений по публичному инвестирования наукоемких НИОКР с одновременным повышением эффективности менеджмента фирм-разработчиков в аспекте обеспечения конкурентоспособности УВИП. Что на уровне макроэкономики скажется в виде синергетического эффекта от роста качества результатов НИОКР.

Новизна заключается в формировании универсального аналитического аппарата. Который использует исходные данные на основе материалов патентов на изобретения по концептуального учета СТС. А также СПИЛОВЕРА и инноваций двойного назначения, которые имеют приемлемо высокую достоверность уже на утренних стадиях разработки. Это позволяет значительно повысить обоснованность управленческих решений.

Похожее ...

Добавить комментарий