Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Развитие рыночных процессов в обществе в последние десятилетия привел к реальному формирования рынка образовательных услуг. В свою очередь, сначала стихийно, а затем целенаправленно на рынке образовательных услуг начали применяться маркетинговые подходы.

Сегодня можно говорить о том, что сложилась и используется достаточно целостная концепция маркетинга образовательных услуг. Продавцами этих услуг является вузы, в том числе и негосударственные; потенциальные потребители — выпускники школ и их родители. Активно используются в этой деятельности маркетинговые исследования; в ряде вузов созданы специальные маркетинговые подразделения, занимающиеся как активным привлечением абитуриентов в вузы, так и «продвижением» подготовленных специалистов на рабочие места (например, центры карьеры и т. п.).

Интересно отметить то обстоятельство, что активное продвижение маркетинговых принципов в деятельности вузов с учетом поведения молодежи на образовательном рынке — дело совсем непростое. Практика последних 10-15 лет показывает, что пущен на самотек процесс подготовки кадров дает в долгосрочном плане отрицательные результаты.

Это находит выражение в избытке специалистов «модных» профессий при явной нехватке специалистов технических профессий и педагогов, а также рабочих профессий, дефицит которых в разных регионах составляет от 50 до 60%. Неэффективно расходуются государственные и личные средства на обучение, общество не получает необходимые кадры, а выпускники вынуждены перепрофилироваться и работать не по специальности.

Учитывая все изложенное, можно сделать вывод об огромном значении и потенциал образовательного маркетинга. Ведь совершенно очевидно, что в маркетинге, концепция которого ориентирована на удовлетворение запросов потребителя, спроса на рынке определенных товаров и услуг, дело вовсе не ограничивается простым удовлетворением потребностей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Инструментарий маркетинговых исследований предприятий

marketingovyie-aspektyi-obrazovateln-02

Концепция маркетинга образовательных услуг

Концепция маркетинга, как известно, предполагает и деятельность по активного формирования спроса на те или иные товары и услуги. Именно в этом сегодня основная проблема образовательного маркетинга. Речь должна идти о решении сложной проблемы формирования спроса на образовательные услуги в ситуации рассогласования потребностей отраслей экономики, с одной стороны, и запросов молодежи — с другой.

Очевидно, что в качестве основных направлений регулирования в сфере образования необходимо выделить:

— прогнозирование потребностей хозяйства страны в специалистах различного профиля;
— изучение и анализ потребностей выпускников школ, абитуриентов в получении различных специальностей;
— эффективность организации учебного процесса, в том числе с учетом возможности дальнейшего трудоустройства (например, обмена студентами и специалистами с зарубежными странами);
— обеспечение глубоких и конструктивных взаимосвязей между вузами, их выпускниками и предприятиями, организациями, куда они будут направляться для трудовой деятельности; определение уровня и состояния трудоустройства выпускников вузов;
— учета объективных и субъективных запросов и требований работодателей, предъявляемых выпускникам.

Работа по решению названных проблем в стране в настоящее время уже ведется, особенно рядом передовых вузов. Уточним, что при этом как субъекты образовательного маркетинга выступают, во-первых, государство в целом (в смысле законодательной базы, применяемых систем лицензирования и аккредитации вузов, выделения бюджетных мест и ряд других факторов). Во-вторых, региональные органы управления, которые также участвуют в процессах лицензирования, продвижения на рынках соответствующих регионов нужных специалистов, В-третьих (и это главный субъект), различные вузы, готовящие специалистов различного профиля. В-четвертых, предприятия, компании, организации, все остальные потребители услуг системы высшего образования, которые во многом и формируют спрос на специалистов того или иного профиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Организация маркетинговых исследований научно-технологического развития

Объекты образовательного маркетинга

Объектами образовательного маркетинга прежде всего, естественно, являются выпускники школ, абитуриенты, которые выбирают вуз и специальность. Однако, не только они. Другой важный объект образовательного маркетинга — родители выпускников, финансируют их обучения. Третий объект — школы и преподаватели, роль которых в ориентации школьников на определенные профессии также серьезная.

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Поэтому пока только многоаспектная деятельность по созданию модели взаимного приспособления рынка образовательных услуг и рынка труда позволит кардинально улучшить ситуацию. На макроуровне эту функцию берет на себя государство. Ведь повышение эффективности государственного регулирования рынка образовательных услуг зависит от совокупности факторов: выполнение законодательно закрепленных норм; пересмотра налогового законодательства; устранение дублирующих и противоречивых положений различных законодательных актов; совершенствование системы межбюджетных отношений и совершенствования методики вычисления образовательных нормативов.

Зато на макроуровне ли не самыми важными является изучение опыта европейских стран, внедрение специальных курсов по развитию карьеры, развитие сотрудничества с профессиональными агентствами и компаниями, объединения усилий для проведения совместных мероприятий.

Похожее ...

Добавить комментарий