Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Развитие рыночных процессов в обществе в последние десятилетия привел к реальному формирования рынка образовательных услуг. В свою очередь, сначала стихийно, а затем целенаправленно на рынке образовательных услуг начали применяться маркетинговые подходы.

Сегодня можно говорить о том, что сложилась и используется достаточно целостная концепция маркетинга образовательных услуг. Продавцами этих услуг является вузы, в том числе и негосударственные; потенциальные потребители — выпускники школ и их родители. Активно используются в этой деятельности маркетинговые исследования; в ряде вузов созданы специальные маркетинговые подразделения, занимающиеся как активным привлечением абитуриентов в вузы, так и «продвижением» подготовленных специалистов на рабочие места (например, центры карьеры и т. п.).

Интересно отметить то обстоятельство, что активное продвижение маркетинговых принципов в деятельности вузов с учетом поведения молодежи на образовательном рынке — дело совсем непростое. Практика последних 10-15 лет показывает, что пущен на самотек процесс подготовки кадров дает в долгосрочном плане отрицательные результаты.

Это находит выражение в избытке специалистов «модных» профессий при явной нехватке специалистов технических профессий и педагогов, а также рабочих профессий, дефицит которых в разных регионах составляет от 50 до 60%. Неэффективно расходуются государственные и личные средства на обучение, общество не получает необходимые кадры, а выпускники вынуждены перепрофилироваться и работать не по специальности.

Учитывая все изложенное, можно сделать вывод об огромном значении и потенциал образовательного маркетинга. Ведь совершенно очевидно, что в маркетинге, концепция которого ориентирована на удовлетворение запросов потребителя, спроса на рынке определенных товаров и услуг, дело вовсе не ограничивается простым удовлетворением потребностей.

Читайте также  Организация маркетинговых исследований научно-технологического развития

marketingovyie-aspektyi-obrazovateln-02

Концепция маркетинга образовательных услуг

Концепция маркетинга, как известно, предполагает и деятельность по активного формирования спроса на те или иные товары и услуги. Именно в этом сегодня основная проблема образовательного маркетинга. Речь должна идти о решении сложной проблемы формирования спроса на образовательные услуги в ситуации рассогласования потребностей отраслей экономики, с одной стороны, и запросов молодежи — с другой.

Очевидно, что в качестве основных направлений регулирования в сфере образования необходимо выделить:

— прогнозирование потребностей хозяйства страны в специалистах различного профиля;
— изучение и анализ потребностей выпускников школ, абитуриентов в получении различных специальностей;
— эффективность организации учебного процесса, в том числе с учетом возможности дальнейшего трудоустройства (например, обмена студентами и специалистами с зарубежными странами);
— обеспечение глубоких и конструктивных взаимосвязей между вузами, их выпускниками и предприятиями, организациями, куда они будут направляться для трудовой деятельности; определение уровня и состояния трудоустройства выпускников вузов;
— учета объективных и субъективных запросов и требований работодателей, предъявляемых выпускникам.

Работа по решению названных проблем в стране в настоящее время уже ведется, особенно рядом передовых вузов. Уточним, что при этом как субъекты образовательного маркетинга выступают, во-первых, государство в целом (в смысле законодательной базы, применяемых систем лицензирования и аккредитации вузов, выделения бюджетных мест и ряд других факторов). Во-вторых, региональные органы управления, которые также участвуют в процессах лицензирования, продвижения на рынках соответствующих регионов нужных специалистов, В-третьих (и это главный субъект), различные вузы, готовящие специалистов различного профиля. В-четвертых, предприятия, компании, организации, все остальные потребители услуг системы высшего образования, которые во многом и формируют спрос на специалистов того или иного профиля.

Читайте также  Совершенствование методов финансирования общеобразовательных учебных заведений

Объекты образовательного маркетинга

Объектами образовательного маркетинга прежде всего, естественно, являются выпускники школ, абитуриенты, которые выбирают вуз и специальность. Однако, не только они. Другой важный объект образовательного маркетинга — родители выпускников, финансируют их обучения. Третий объект — школы и преподаватели, роль которых в ориентации школьников на определенные профессии также серьезная.

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Маркетинговые аспекты образовательных услуг

Поэтому пока только многоаспектная деятельность по созданию модели взаимного приспособления рынка образовательных услуг и рынка труда позволит кардинально улучшить ситуацию. На макроуровне эту функцию берет на себя государство. Ведь повышение эффективности государственного регулирования рынка образовательных услуг зависит от совокупности факторов: выполнение законодательно закрепленных норм; пересмотра налогового законодательства; устранение дублирующих и противоречивых положений различных законодательных актов; совершенствование системы межбюджетных отношений и совершенствования методики вычисления образовательных нормативов.

Зато на макроуровне ли не самыми важными является изучение опыта европейских стран, внедрение специальных курсов по развитию карьеры, развитие сотрудничества с профессиональными агентствами и компаниями, объединения усилий для проведения совместных мероприятий.

Похожее ...

Добавить комментарий