Рыночные-образовательные модели: современное толкование

Рыночные-образовательные модели: современное толкование

Рыночные-образовательные модели: современное толкование

Современный рынок труда требует высококвалифицированных специалистов, способных гибко реагировать на технические, технологические и социальные изменения. Развитие системы образования неотделимо от развития всей экономической системы. Более того, в условиях рыночной экономики связь рынков, в частности рынков труда и образовательных услуг, является непременным условием их функционирования.

Повышение открытости системы образования, создание профессиональных межкультурных коммуникаций, интеграция в общеевропейское образовательное пространство требует повышения конкурентоспособности образовательных услуг. Поэтому сейчас встал вопрос о формировании эффективной рыночно-образовательной модели, которая позволяет решать цели управления образованием.

Согласование рынков труда и образовательных услуг затруднено тяжестью прогнозирования рынка труда и развитием системы образования «вдогонку» развития экономики. Кроме того, существует противоречивость собственно в требованиях рынка труда: с одной стороны, рынок требует от работника высокого профессионализма, что достигается узкой специализацией, а с другой — на рынке растет спрос на «универсальных», «гибких» профессионалов, получивших фундаментальную университетское образование.

Проблемы избытка специалистов определенных специальностей и трудоустройства выпускников, в том числе выпускников с высшим образованием, является проявлением не только количественной несоответствия спроса и предложения на рынке труда, но и качественной несоответствия требований работодателей к знаниям, умений и навыков, сформированных в сфере профессионального образования. Последняя причина апеллирует к такой категории, как качество предоставления образовательных услуг. Итак, весомый резерв улучшения ситуации на рынке труда находится собственно в самой системе образования.

В современной научной литературе встречаются понятия рыночной и образовательной моделей

Существующие модели рыночных систем отличаются между собой степенью вмешательства государства. Собственно образовательная модель — это образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, управления учебным процессом, модели группировки учащихся (студентов), методы контроля, отчетность, способы оценки процесса обучения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Совершенствование методов финансирования общеобразовательных учебных заведений

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. Их выделяют по содержанию, подходами к обучению и типом управления (организации). По подходам к обучению выделяют такие классические модели образования, как европейская, американская, советская, современная японская. Одна из классификаций выделяет три образовательные модели (модели организации образования): авторитарную, манипулятивной, гуманистическую.

В мировом образовательном пространстве в настоящее время действуют следующие модели профессионального образования (модели организации образования):

1) модель образования как государственно-ведомственной организации;
2) традиционная модель;
3) модель развивающего образования;
4) рационалистическая модель;
5) гуманистическая (феноменологическая) модель;
6) не инстуциональная модель;
7) модель образования в течение всей жизни.

Добавление рыночной составляющей в образовательной модели означает функционирования системы образования в рыночной экономике, в которой решения, касающиеся предоставления образовательных услуг, их ценообразования, расходов на образование, инвестиций в образовательную составляющую человеческого капитала, распределения выпускников базируются на спросе и предложении, свободном колебании цен , осуществляются через рынки — рынок образовательных услуг и рынок труда.

Синтезированное нами понятие «рыночно-образовательная модель» можно определить как сложную открытую систему, целью которой является организация качественной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обеспечения профессионального и карьерного роста научно-педагогического персонала учебных заведений, а также как рыночное поведение учебных заведений , основанной на стимулах к созданию инновационных продуктов и является основой для развития экономики знаний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Новейшие формы бизнес-образования

Итак, рыночно-образовательная модель является моделью образования, ориентированной на потребности рынка труда. При этом не исключено личностный аспект образования: рыночно-образовательная модель также является основой для самоорганизации системы личностно-профессионального развития человека.

Элементами рыночно-образовательной модели, по нашему мнению, должны быть:

— профориентация и до профессиональная подготовка;
— определение стратегии и целей развития образования и его сети;
— определение потребности рынка в специалистах (социальный заказ);
— формирование требований государственных образовательных стандартов;
— качество образовательного процесса и научных исследований;
— бюджетирования образования (распределение ресурсов);
— оценка эффективности образования.

Рыночные-образовательные модели: современное толкование

Рыночные-образовательные модели: современное толкование

Оценка эффективности образования должен включать оценку педагогической, социально-экономической эффективности.

Ведущими принципами современного профессионального образования в стране должны быть:

— опережающее обучение,
— интеграция с производством,
— финансово-материальная поддержка,
— кооперация и конкуренция,
— профессиональная и территориальная мобильность всех участников образовательного процесса,
— профессиональный и карьерный развитие научно-педагогического персонала,
— эффективный менеджмент учебных заведений,
— ориентация на потребности рынка труда (заказчиков образовательных услуг).

Рационально построенная рыночно-образовательная модель, ориентированная на потребности рынка труда в ближайшей перспективе, должно также быть залогом становления экономики нового качества — экономики знаний. Исходным пунктом такой модели, по нашему мнению, должен быть процесс осознанного самоопределения и профориентации, при котором потребители образовательных услуг могут реализовать свое право на получение профессионального образования без ограничения права выбора направления обучения.

Похожее ...

Добавить комментарий