Совершенствование методов финансирования общеобразовательных учебных заведений

Совершенствование методов финансирования общеобразовательных учебных заведений

Совершенствование методов финансирования общеобразовательных учебных заведений

Организацию финансового механизма общеобразовательных учебных заведений (школа) можно представить в виде структурно-логической модели, которая состоит из двух взаимосвязанных элементов — финансового обеспечения и финансового регулирования, имеют специфическую систему рычагов влияния друг на друга.

При этом, несмотря на современную теоретическую разнообразие источников, форм и методов финансирования, главным источником финансового обеспечения ОУЗ являются средства местных бюджетов, главной формой финансирования — бюджетное финансирование, а главным методом — сметная метод финансирования. Относительно сметного метода финансирования ОУЗ, нужно отметить, что он имеет как ряд определенных преимуществ, так и ряд существенных недостатков, которые тесно связаны с принципами, на основе которых осуществляется бюджетное финансирование.

Преимущества сметного метода финансирования

Так, среди преимуществ сметного метода финансирования можно назвать принцип плановости и принцип контролируемости. Первый предполагает соответствие доходной и расходной частей сметы, обеспечивает финансирование расходов деятельности ОУЗ в полном объеме в соответствии с планом. А второй обеспечивает строгий и постоянный контроль за использованием этих средств. Но при этом, принцип плановости может иногда не учитывать все фактические изменения деятельности учреждений. Которые могут происходить в течение года несколько раз, тем самым приводить к несоответствию плановых и фактических показателей и объемов финансирования.

Одновременно, такой принцип финансирования, как принцип целевого направления средств, имеет как положительные моменты. Связанные с контролирующей функцией, так и сдерживая факторы. Которые не позволяют манипулировать не только запланированными бюджетными средствами, но и заработанными внебюджетными средствами и своевременно использовать их на наиболее актуальные потребности функционирования ОУЗ.

organizatsiyu-finansovogo-mehanizma

То есть, соблюдения принципа целевого направления средств в некоторых случаях может не только не иметь эффективности использования средств, но и приводить к нерациональным расходам. К тому же, самому принципу эффективности использования бюджетных средств вообще не уделяется достаточного внимания. Поскольку во многих случаях отсутствуют критерии, по которым можно оценить уровень эффективности предоставления образовательных услуг ОУЗ, и тем самым оценить уровень эффективности затраченных средств.

Принцип сочетания собственных, кредитных, бюджетных источников финансирования

Что же касается принципа сочетания собственных, кредитных, бюджетных источников финансирования, который предусматривает согласование между собой всех получаемых ресурсов. То для конкретного ОУЗ, в котором успешно налажена внебюджетная деятельность и прилагается максимум усилий для получения собственных дополнительных средств. Это может означать только бюджетное недофинансирование и уменьшение выделенных ассигнований в пользу учреждений, не желающих или не умеют вести эффективную финансово-хозяйственную деятельность.

Принцип справедливости и беспристрастности для главных распорядителей бюджетных средств очень часто означает распределение бюджетных ресурсов между всеми распорядителями средств низшего уровня по принципу «всем поровну». Чтобы избежать лишних проблем и сократить время на поиск путей рационального планирования и использования финансовых ресурсов.

Принципы финансирования сети ОУЗ

Кроме того, с помощью всех этих принципов финансируется сеть ОУЗ, а не услуги, которые предоставляются ими. Ни один из принципов финансирования не только не предусматривает взаимосвязи между объемами финансирования и результатами деятельности учреждения, но и не имеет действенных стимулов для повышения эффективности расходования запланированных бюджетных финансовых ресурсов и рационального использования существующей материально-технической базы для увеличения этих ресурсов. То есть поиска дополнительных источников финансирование от самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности ОУЗ.

Прежде всего, это касается финансирования расходов на оплату труда работников ОУЗ, поскольку во многих случаях заработная плата учитывает лишь факт присутствия на рабочем месте. А не объем и качество предоставляемых образовательных услуг. Стимулы к эффективной деятельности работников практически отсутствуют, поскольку увеличить уровень заработной платы учитывая качественные показатели своей деятельности нет никаких оснований: качество работы оценивается с помощью уровня образования, стажа работы или квалификационной категории, что во многих случаях уравнивает большое количество самых разных работников.

organizatsiyu-finansovogo-mehanizma-obshheobrazovatelnyih-uchebnyih-zavedeniy

Общеизвестно, что потеря связи между затратами и результатами деятельности ведет к снижению эффективности труда и тормозит рост ВВП. Поэтому сейчас приобретает все большее распространение целесообразности широкого применения программно-целевого метода формирования бюджета. Одним из преимуществ этого метода является прозрачность и открытость деятельности органов власти в части формирования и исполнения бюджета в разрезе бюджетных программ, обеспечивающих финансирование не содержание учреждений. А получение от функционирования этих учреждений максимального результата эффективности их деятельности.

Программно-целевой метод финансирования

В отличие от сметного метода, который направлен на содержание организационной структуры учреждений, программно-целевой метод предполагает определение цели. Которой необходимо достичь в результате использования бюджетных средств, и обеспечивает информацию о качестве предоставления услуг полученный социальный эффект.

Однако, анализируя достаточно разные по цели и задачам бюджетные программы. Надо отметить, что большинство из них имеют одинаковый типовой перечень результативных показателей. Так, показателями затрат, которые определяют объемы и структуру ресурсов, обеспечивающих выполнение бюджетной программы, выступают только количество заведений (классов) и среднегодовое число ставок (штатных единиц). Тогда как затраты на функционирование ОУЗ могут быть как денежными, так и человеческими, материальными или информационными.

Показателями продукта, которые используются для оценки достижения поставленных целей, выступают только численность учащихся (воспитанников) и количество лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Которым будет выплачиваться единовременное пособие при трудоустройстве. Последний показатель, по нашему мнению, вообще имеет весьма отдаленное взаимосвязь с показателями. Которые должны характеризовать выполнения образовательных программ.

Показателем эффективности, то есть затратами ресурсов на единицу показателя продукта — только посещения, хотя только по этому показателю трудно отследить по абсолютной и относительной успешностью выполнения отдельных образовательных программ.

Качество предоставляемых услуг

Показателем качества, который отражает качество предоставляемых услуг и демонстрирует достижения. Полученные от осуществления бюджетной программы выступает только количество дней посещения.

Мы считаем, что один этот показатель не может в полной мере оценить уровень достижения поставленной цели. А также соответствие достигнутых результатов установленным задачей, поскольку в нем не отражается. В первую очередь, социальная эффективность от предоставления образовательных услуг, тогда как социальный эффект должен стать ключевым результатом деятельности ОУЗ в современных условиях и обосновывать сам факт существования и содержание таких заведений.

Совершенствование методов финансирования общеобразовательных учебных заведений

Совершенствование методов финансирования общеобразовательных учебных заведений

Итак, типичный перечень результативных показателей образования в современных условиях перехода от принципов содержание учреждений с принципами эффективной деятельности мы считаем недостаточным и требующим усовершенствования. Поэтому одним из первых шагов на пути внедрения и реализации этого подхода при финансировании ОУЗ. Должен стать процесс разработки и определения системы показателей оценки результатов деятельности СНО.

Система этих показателей должна подтверждать необходимость использования бюджетных средств. Потраченных на деятельность ОУЗ и иметь возможность сравнения результатов деятельности отдельных ОУЗ между собой с целью выбора учреждений области общего среднего образования, работающие наиболее эффективно.

Основным назначением системы показателей должна стать объективная оценка выполнения бюджетной программы в области общего среднего образования по каждому типу ОУЗ. А также возможность предоставления информации руководителям учреждений и жителям территории. Где расположены эти учреждения об эффективности использованных ресурсов и социально важные результаты, которые были достигнуты благодаря внедрению этих программ.

Похожее ...

Добавить комментарий